Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность и степень разработанности (изученности) темы. Похоронное обслуживание населения - одна из социально значимых сфер услуг. Приобщение к цивилизованному похоронному сервису, сохранение ритуальных традиций имеет большое значение в самых различных аспектах социально-экономической и духовной жизни страны.
Социальная значимость ритуально-похоронной сферы обязана сочетаться с рыночными условиями, в которых работают предприятия отрасли. Здесь активно развивается частный бизнес. Предприятия отрасли представ-лены практически всеми организационно-правовыми формами, которые предусмотрены ГК РФ, это: хозяйственные общества и товарищества, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия и учреждения. На разных этапах развития отрасли состав этих предприятий существенно менялся. Сначала в основном были муниципальные и государственные предприятия, сейчас все больше тон задают частные фирмы, которые все более активно включаются в разрешение указанных вопросов.
Одним из инструментов государственного регулирования экономики является социальная политика, направленная на повышение качества и уровня жизни населения. Она включает в себя мероприятия, которые обеспечивают перераспределение национального дохода внутри страны, эффективное воспроизводство, как в целом населения, так и в частности рабочей силы. Мероприятия в области социальной защиты населения осуществляются федеральными и территориальными социальными внебюджетными фондами: пенсионным и социального страхования. Одним из направлений социальной политики является выплата трансфертов, направленных на поддержку и за-щиту социально уязвимых слоев населения. Среди таких выплат особое ме-сто занимают пенсии, социальные пособия федеральным льготникам, компенсационные и социальные выплаты.
Недостаточность нормативного правового регулирования отношений, связанных с погребением, отсутствие четкого распределения функций по организации похоронного дела и оказанию ритуальных услуг населению, а также существование ряда других проблем обусловливают актуальность специфической темы исследования.
Цель и задачи. Исходя из вышеизложенного, была определена цель работы - рассмотрение правового регулирования единовременного пособия на погребение как вида социальной помощи.
Выбранная цель определила следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и правовую основу организации похоронного дела.
2. Раскрыть понятие, сущность и правовое регулирование ритуальных услуг.
3. Выявить гарантированный государством перечень услуг на погребение.
4. Проанализировать порядок назначения и выплаты единовременного пособия на погребение как вида социальной помощи.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с организацией ритуальных услуг и выплатой социального пособия на погребение.
Предмет работы нормы права, регламентирующие организацию ритуальных услуг, а также назначение и выплату социального пособия на погребение.
Методология и (или) методы исследования. Общие (анализ, синтез) и частно-научные методы познания (формально-юридический, логико-языковой, системно-структурный и др.).
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность и правовая основа организации похоронного дела
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере погребения, похоронного дела и ритуального обслуживания, является Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 8-ФЗ «О погребении и похорон-ном деле» (далее - Закон о погребении). Он закрепляет, что похоронное дело является самостоятельным видом деятельности, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления; устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников, предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест захоронений. Узаконены такие важнейшие положения, как статус вероисповедальных (православных, иудейских, мусульманских и др.) кладбищ (или их участков), воинских кладбищ и семейных (родовых) захоронений .
Статья 2 Закона о погребении фиксирует систему нормативных источников правового регулирования погребения, похоронного дела и ритуального обслуживания. Стержнем основы всего нормативно-правового обеспечения данной сферы является указанный федеральный закон. В последние годы он претерпел ряд изменений, но по существу остался основой для деятельности всех предприятий и организаций, органов государственного и муниципального управления, которые организуют и обеспечивают предоставление ритуально-похоронных услуг. К его достоинствам следует отнести то, что этот Закон впервые в истории России легализует понятия «погребение», «места погребения», «вероисповедальное кладбище», «воинское кладбище», «семейные (родовые) захоронения».
Как отмечает Е.А. Рязанова «ценность Закона о погребении проявляется в том, что он устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий родственников, предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест захоронений. Узаконены такие важнейшие положения, как статус вероисповедальных (православных, иудейских, мусульманских и др.) кладбищ (или их участков), воинских кладбищ и семейных (родовых) захоронений. Впервые появились нормы, гарантирующие предоставление материальной или денежной помощи для погребения за счет бюджетных средств» .
Особенность системы нормативных источников правового регулирования погребения, похоронного дела и ритуального обслуживания заключается в том, что данная сфера регулировалась и регламентируется многими законодательными актами на федеральном и региональном уровнях, постановлениями Правительства РФ и правительств субъектов РФ, нормативными актами федеральных и региональных органов государственного управления.
Так, в развитие Закона о погребении был принят Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», а также Постановление Правительства РФ от 31 июля 2001 г. № 567 «Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость».
Особенности предоставления ритуально-похоронных услуг отражены в уголовном, гражданском, налоговом, земельном законодательствах Российской Федерации, в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в Кодексе РФ об административных нарушениях и других документах.
Среди подзаконных актов федеральных министерств, служб и ведомств в рассматриваемой сфере особо следует отметить Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», в котором устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ.
На региональном уровне в каждом субъекте, как правило, действует свой закон о погребении, и могут быть приняты свои нормативы по СанПиН. Непосредственно земли под кладбищами находятся в собственности органов местного самоуправления, которые формируют соответствующие нормы по организации похоронного дела. Отдельно существуют особые нормы о ре-жиме воинских захоронений, мемориалов, памятников культурного значения, вероисповедальных, закрытых кладбищ, содержащиеся в соответствующих законах .
Немаловажное значение имеют решения Конституционного Суда РФ, материалы судебной практики и обычаи. Например, конституционность положений ст. 14.1 Закона о погребении (в соответствии с которой тела лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции, для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается) оспаривалась и была подтверждена в установленном порядке. На коллизии в регулировании и реализации конституционных прав и свобод граждан, чья смерть наступила в результате пресечения террористического акта, и их родственников обращает внимание И.А. Стародубцева , анализируя нормы За-кона о погребении, Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 8-П.
Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне в основном сложилась достаточно стройная система директивных, нормативных, методических документов, которые определяют или рекомендуют порядок и условия работы ритуально-похоронных организаций, предоставления ими услуг населению.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-Ф3 [ред. от 29.12.2020] // Собр. законодательства Рос. Феде-рации. - 2002. - № 1 [ч. I]. - Ст. 3.
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 № 195-ФЗ [ред. от 24.02.2021] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 [ч. I]. - Ст. 1.
4 Гражданский кодекс Российской Федерации [часть первая] : фе-дер. закон от 30 нояб. 1994 № 51-ФЗ [ред. от 08.12.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5 О погребении и похоронном деле: закон РФ от 12 янв. 1996 № 8-ФЗ [ред. от 08.12.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - № 3.
6 О трансплантации органов и (или) тканей человека: Закон РФ от 22 дек. 1992 № 4180-1 [ред. от 23.05.2018] // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. – 1993. - № 2.
7 Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15. но-яб.1997 № 143-ФЗ [ред. от 24.04.2020] // Российская газета, № 224, 20.11.1997.
8 Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость: постановление Правительства РФ от 31 июл. 2001 № 567 // Рос. газ. - 2001. - № 150.
9 Об утверждении Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического ак-та: постановление Правительства РФ от 20.03.2003 № 164 [ред. от 28.07.2011] // Рос. газ. - 2003. - № 55.
10 О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (вместе с «Временным порядком обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели»): Постановление ФСС РФ от 22.02.1996 № 16 [ред. от 02.10.2000] // Библиотека Российской газеты. – 1997. - № 3.
11 Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»: постановление Главного государственного сани-тарного врача РФ от 28 июн. 2011 № 84 // Рос. газ. – 2011. - № 198.
12 О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» [ред. от 14.01.2015]: закон Санкт-Петербурга от 04 окт. 2006 № 408-64 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2006. - 27 нояб.
13 О погребении и похоронном деле в городе Москве: Закон г. Москвы от 04.06.1997 № 11 [ред. от 07 мая 2014] // Ведомости Московской Думы. - 1997. - № 6.
Акты судебной практики
14 Определение Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. N 5-Г11-101 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
15 Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N ВАС-7864/12 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
16 Определение ВАС РФ от 17 июля 2014 г. N ВАС-9649/14 по делу N А51-1735/2013 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
17 Апелляционное определение Архангельского областного суда от 15 апреля 2013 г. N 33-2301 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
18 Апелляционное определение Кировского областного суда от 4 марта 2014 г. по делу N 33-708/14 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
19 Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 2 июня 2014 г. по делу N 33-819/2014 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
20 Апелляционное определение Московского городского суда от 4 марта 2013 г. по делу N 11-6869 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
21 Апелляционное определение Омского областного суда от 12 февраля 2014 г. по делу N 33-664/2014 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
22 Апелляционное определение Смоленского областного суда от 22 октября 2013 г. по делу N 33-4473 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
23 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3554 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Ре-жим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
24 Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 16 сентября 2009 г. по делу N 2-2748/09 [Электронный ресурс]. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 17.03.2020).
Литература
25 Гаврилина, Т.А. К вопросу о налоговой правосубъектности государственных (муниципальных) организаций по специализированному обслуживанию населения и иных субъектов, оказывающих ритуальные услуги / Т.А. Гаврилина // Налоги. - 2016. - № 3. - С. 12 - 15.
26 Гаврилина, Т.А. Некоторые вопросы правового режима финансирования ритуальных услуг / Т.А. Гаврилина // Финансовое право. - 2014. - № 7. - С. 42 - 48.
27 Гаврилина, Т.А. Особенности правового регулирования налогообложения ритуальных услуг / Т.А. Гаврилина // Финансовое право. 2014. - № 10. - С. 29-34.
28 Грачев, Р.Ю. Особенности антимонопольного регулирования рынка ритуальных услуг / Р.Ю. Грачев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - № 1. - С. 104 - 111.
29 Грачев, Р.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (постатейный) / Р.Ю. Грачев, О.В. Корнеева. - М., 2014. – 287 с.
30 Корнеева, О.В. Создание специализированных служб по вопросам похоронного дела в муниципальных образованиях: проблемы определения организационно-правовой формы / О.В. Корнеева // Административное и муниципальное право. - 2017. - № 12. - С. 62 - 68.
31 Кулицкая, Л.И. Проблемы правового регулирования погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта / Л.И. Кулицкая // Юридическая наука и право-охранительная практика. - 2017. - № 4 (42). - С. 23-28.
32 Мадьярова, А.В. Проблемы организации похоронного дела / А.В. Мадьярова // СПС КонсультантПлюс. 2010.
33 Рязанова, Е.А. Нормативно-правовое регулирование права на погребение / Е.А. Рязанова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2017. - № 3. - С. 121-126.
34 Стародубцева, И.А. Коллизии в конституционном законодатель-стве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и раз-решения: Монография. Воронеж.гос. ун-т, прав. упр. правит. Воронеж.обл. / И.А. Стародубцева, В.Г. Карташов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. - С.85-87.
35 Столярова, А. Некоторые вопросы прав на захоронения: из практики применения законодательства о погребении и похоронном деле / А. Столярова // Административное право. - 2015. - № 4. - С. 81-86.
36 Тюнина, И.И. Совершенствование законодательства о погребении и похоронном деле / И.И. Тюнина // Российская юстиция. - 2016. - № 9. - С.55-58.
37 Харинов, И.Н. Государственный контроль за поставщиками публичных услуг в экономической сфере / И.Н. Харинов // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 3. - С. 71-78.
38 Шайхеев, Т.И. Практика рассмотрения судами споров о нарушении органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о защите конкуренции / Шайхеев // Арбитражные споры. - 2015. - № 4. - С. 63-88.